МОУ "Уфтюжская ООШ"
с. Бережное, Усть-Кубинский округ, Вологодская область
  • Детям с ограниченными возможностями здоровья

    Сопровождение ребенка с ОВЗ в образовательной среде определяется как создание оптимальной организации образовательной среды, соотнесенной
    с возможностями такого ребенка и реализации программы коррекционной работы соответствующей образовательной программы. В этом случае силами всех участников образовательного процесса должно быть создано равновесие между образовательными воздействиями (организацией программ обучения, характером и организацией межличностного взаимодействия, в том числе мотивационных воздействий, организации образовательного пространства и т.п.)
    и индивидуальными возможностями ребенка. В соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ для каждой из категорий детей с ОВЗ организационный раздел основной образовательной программы всех образовательных организаций должен содержать:

    - описание системы психолого-педагогических условий и ресурсов, которые должны обеспечивать выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими рекомендуемой образовательной программы и их дальнейшую интеграцию в образовательной организации;

    - реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

    • создание специальных условий воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности;
    • использование специальных образовательных программ, разрабатываемых образовательной организацией совместно с другими участниками образовательного процесса, специальных учебных и дидактических пособий; соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь.

    Мониторинг показал, что по состоянию на январь 2016 года все образовательные организации Российской Федерации, в контингенте которых есть дети с ОВЗ, имеют лицензии на право образовательной деятельности. В 2016/17 учебном году зачислено 58 576 первоклассников, обучающихся по ФГОС ОВЗ. В связи с этим представляется важным вопрос готовности школ к организации образования детей с ОВЗ в соответствии с современными требованиями и введению ФГОС ОВЗ. С этой целью в регионах обеспечен комплекс мероприятий по повышению квалификации педагогов, в первую очередь учителей начальных классов, информированию педагогической и родительской общественности о переходе на ФГОС ОВЗ с 1 сентября 2016 года в штатном режиме.

    Работа по созданию доступной среды в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации проводилась по нескольким направлениям: создание нормативно-правовой базы для развития инклюзивного образования; повышение архитектурной доступности; обеспечение коррекционно-реабилитационным оборудованием; развитие кадрового потенциала; методическое сопровождение; информационное сопровождение; формирование толерантных отношений.

    Для организации коррекционно-реабилитационного процесса школами закуплены компьютерное и специализированное оборудование (аппаратно-программные комплексы для слабовидящих детей; аппаратно-программные комплексы для детей с нарушениями в развитии опорно-двигательного аппарата (ДЦП); комплекты звукоусиливающего оборудования для слабослышащих детей; рабочие места для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; коррекционно-развивающие программные комплексы для проведения индивидуальных и фронтальных занятий по развитию, коррекции слуха и речи; кабинеты педагога-психолога, и/или сенсорные комнаты, и/или кабинеты логопеда; цифровые модульные системы для работы с текстом и универсальные цифровые устройства многоцелевого назначения с синтезом речи для записи и воспроизведения звуковой информации).

    Нормативно-правовой и методологической основой адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) являются: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; ФГОС ОВЗ, утвержденные приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №№1598, 1599.

    Основой эффективного психолого-педагогического сопровождения является выполнение ряда системообразующих условий. К ним относятся:

    1. Качественное определение специальных условий для получения образования на психолого - медико - педагогической комиссии (ПМПК);
    2. Наличие в образовательной организации психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк), высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих реализацию психолого-педагогического сопровождения;
    3. Материально-техническое и программно - методического обеспечение образовательного процесса;
    4. Наличие в шаговой доступности образовательных и иных организаций, обеспечивающих дополнительное комплексное сопровождение ребенка с ОВЗ вне образовательной организации, в которой он обучается.

    В связи с тем, что все школы и детские сады относятся к общеобразовательным организациям, приведем схему образовательных программ, реализуемых в современной школе:

    Обучение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации может осуществляться как по адаптированной образовательной программе, разработанной для каждого ребенка с ОВЗ, так и в условиях отдельного класса для детей глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами, осуществляющего образовательную деятельность по адаптированной основной общеобразовательной программе, т.е. образовательной программе, адаптированной для обучения определенной категории лиц с ограниченными возможностями здоровья (до 01.09.2013 г. - образовательная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов (Ст. 79, п.5. ФЗ № 273 от 29.12. 2012 г.), разрабатываемой на уровень образования.

    Адаптированная основная образовательная программа любого уровня образования разрабатывается педагогами образовательной организации самостоятельно, с учётом требований ФГОС соответствующего уровня.

    Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получают образование по варианту 1 или 2 АООП, которая при необходимости индивидуализируется (специальная индивидуальная программа развития – СИПР, индивидуальный учебный план), учитывая образовательные потребности отдельного обучающегося с умственной отсталостью.

    АООП для обучающихся любых категорий ОВЗ может быть реализована в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ.

    Адаптированная образовательная программа - это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разрабатывается на базе основной образовательной программы (ООП) определённого уровня образования, с учетом индивидуальных образовательных потребностей и психофизических особенностей на период, определенный образовательной организацией самостоятельно, с возможностью её изменения в процессе обучения.

    Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разрабатывается для обучающегося с сочетанными нарушениями, в том числе, с умственной отсталостью умеренной, тяжёлой, или глубокой степени, максимально на один год на основе АООП, учитывает индивидуальную специфику образования ребенка
    с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

    Сопровождение ребенка с ОВЗ в образовательной среде определяется как создание оптимальной организации образовательной среды, соотнесенной
    с возможностями такого ребенка и реализации программы коррекционной работы соответствующей образовательной программы. В этом случае силами всех участников образовательного процесса должно быть создано равновесие между образовательными воздействиями (организацией программ обучения, характером и организацией межличностного взаимодействия, в том числе мотивационных воздействий, организации образовательного пространства и т.п.)
    и индивидуальными возможностями ребенка. В соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ для каждой из категорий детей с ОВЗ организационный раздел основной образовательной программы всех образовательных организаций должен содержать:

    - описание системы психолого-педагогических условий и ресурсов, которые должны обеспечивать выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими рекомендуемой образовательной программы и их дальнейшую интеграцию в образовательной организации;

    - реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

    • создание специальных условий воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности;
    • использование специальных образовательных программ, разрабатываемых образовательной организацией совместно с другими участниками образовательного процесса, специальных учебных и дидактических пособий; соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь.

    Мониторинг показал, что по состоянию на январь 2016 года все образовательные организации Российской Федерации, в контингенте которых есть дети с ОВЗ, имеют лицензии на право образовательной деятельности. В 2016/17 учебном году зачислено 58 576 первоклассников, обучающихся по ФГОС ОВЗ. В связи с этим представляется важным вопрос готовности школ к организации образования детей с ОВЗ в соответствии с современными требованиями и введению ФГОС ОВЗ. С этой целью в регионах обеспечен комплекс мероприятий по повышению квалификации педагогов, в первую очередь учителей начальных классов, информированию педагогической и родительской общественности о переходе на ФГОС ОВЗ с 1 сентября 2016 года в штатном режиме.

    Работа по созданию доступной среды в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации проводилась по нескольким направлениям: создание нормативно-правовой базы для развития инклюзивного образования; повышение архитектурной доступности; обеспечение коррекционно-реабилитационным оборудованием; развитие кадрового потенциала; методическое сопровождение; информационное сопровождение; формирование толерантных отношений.

    Для организации коррекционно-реабилитационного процесса школами закуплены компьютерное и специализированное оборудование (аппаратно-программные комплексы для слабовидящих детей; аппаратно-программные комплексы для детей с нарушениями в развитии опорно-двигательного аппарата (ДЦП); комплекты звукоусиливающего оборудования для слабослышащих детей; рабочие места для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; коррекционно-развивающие программные комплексы для проведения индивидуальных и фронтальных занятий по развитию, коррекции слуха и речи; кабинеты педагога-психолога, и/или сенсорные комнаты, и/или кабинеты логопеда; цифровые модульные системы для работы с текстом и универсальные цифровые устройства многоцелевого назначения с синтезом речи для записи и воспроизведения звуковой информации).

    Нормативно-правовой и методологической основой адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) являются: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; ФГОС ОВЗ, утвержденные приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №№1598, 1599.

    Основой эффективного психолого-педагогического сопровождения является выполнение ряда системообразующих условий. К ним относятся:

    1. Качественное определение специальных условий для получения образования на психолого - медико - педагогической комиссии (ПМПК);
    2. Наличие в образовательной организации психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк), высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих реализацию психолого-педагогического сопровождения;
    3. Материально-техническое и программно - методического обеспечение образовательного процесса;
    4. Наличие в шаговой доступности образовательных и иных организаций, обеспечивающих дополнительное комплексное сопровождение ребенка с ОВЗ вне образовательной организации, в которой он обучается.

    В связи с тем, что все школы и детские сады относятся к общеобразовательным организациям, приведем схему образовательных программ, реализуемых в современной школе:

    Обучение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации может осуществляться как по адаптированной образовательной программе, разработанной для каждого ребенка с ОВЗ, так и в условиях отдельного класса для детей глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами, осуществляющего образовательную деятельность по адаптированной основной общеобразовательной программе, т.е. образовательной программе, адаптированной для обучения определенной категории лиц с ограниченными возможностями здоровья (до 01.09.2013 г. - образовательная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов (Ст. 79, п.5. ФЗ № 273 от 29.12. 2012 г.), разрабатываемой на уровень образования.

    Адаптированная основная образовательная программа любого уровня образования разрабатывается педагогами образовательной организации самостоятельно, с учётом требований ФГОС соответствующего уровня.

    Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получают образование по варианту 1 или 2 АООП, которая при необходимости индивидуализируется (специальная индивидуальная программа развития – СИПР, индивидуальный учебный план), учитывая образовательные потребности отдельного обучающегося с умственной отсталостью.

    АООП для обучающихся любых категорий ОВЗ может быть реализована в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ.

    Адаптированная образовательная программа - это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разрабатывается на базе основной образовательной программы (ООП) определённого уровня образования, с учетом индивидуальных образовательных потребностей и психофизических особенностей на период, определенный образовательной организацией самостоятельно, с возможностью её изменения в процессе обучения.

    Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разрабатывается для обучающегося с сочетанными нарушениями, в том числе, с умственной отсталостью умеренной, тяжёлой, или глубокой степени, максимально на один год на основе АООП, учитывает индивидуальную специфику образования ребенка
    с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

     

    Адаптивные программы дополнительного образования, секции и кружки

    Свяжитесь с нами через форму обратной связи

    Меры поддержки

    Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе

    Условия питания и охраны здоровья обучающихся МОУ «Уфтюжская ООШ», в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.

    Режим учебного дня МОУ «Уфтюжская ООШ» разработан с учетом создания самых оптимальных условий для приёма пищи и отдыха.

    В ОО обучающиеся получают двухразовое горячее питание - завтрак и обед.

    Ответственность за своевременную подготовку документов для предоставления бесплатного питания несёт классный руководитель и лицо, на которое приказом возлагается ответственность за организацию работы по предоставлению бесплатного и льготного питания.

    Организация питания в столовой осуществляется в соответствии с Положением об организации питания обучающимся МОУ «Уфтюжская ООШ».

    Для поддержания порядка в столовой организовано дежурство классов и администрации.

    Детям с ОВЗ предоставляется бесплатное питание в соответствии с Положением, классные руководители осуществляют ежедневный контроль за питанием обучающихся с ОВЗ.

    В помещениях столовой созданы необходимые условия для организации приема пищи детям с ОВЗ, санитарно-бытовые условия также созданы перед входом в столовую.

    Контроль за организацией питания осуществляет бракеражная комиссия и общешкольный родительский комитет.

    В Учреждении созданы безопасные условия пребывания детей школе:

    - установлены:

    • тревожная кнопка для экстренных вызовов;

    • автоматическая пожарная сигнализация;

    • охранная сигнализация;

    • система видеонаблюдения.

    Разработан паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры.

    В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» МОУ «Уфтюжская ООШ» (Учреждение) создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.

    Основные направления охраны здоровья:

    - организация питания учащихся;

    - определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;

    - пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни;

    - организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом;

    - прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;

    - профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ;

    - обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в Учреждении;

    - профилактика несчастных случаев с учащимися во время пребывания в Учреждении;

    - проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

    Медицинское обслуживание осуществляет фельдшер Усть-Кубинской ЦРБ в соответствии с договором.

    Все работники школы ежегодно проходят профилактический медицинский осмотр.

    В период карантинных мероприятий все помещения обрабатываются с применением дезинфицирующих средств

    Отопление, вентиляция в Учреждении функционируют в штатном режиме.

    • Условия питания и охраны здоровья обучающихся МОУ «Уфтюжская ООШ», в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.

      Режим учебного дня МОУ «Уфтюжская ООШ» разработан с учетом создания самых оптимальных условий для приёма пищи и отдыха.

      В ОО обучающиеся получают двухразовое горячее питание - завтрак и обед.

      Ответственность за своевременную подготовку документов для предоставления бесплатного питания несёт классный руководитель и лицо, на которое приказом возлагается ответственность за организацию работы по предоставлению бесплатного и льготного питания.

      Организация питания в столовой осуществляется в соответствии с Положением об организации питания обучающимся МОУ «Уфтюжская ООШ».

      Для поддержания порядка в столовой организовано дежурство классов и администрации.

      Детям с ОВЗ предоставляется бесплатное питание в соответствии с Положением, классные руководители осуществляют ежедневный контроль за питанием обучающихся с ОВЗ.

      В помещениях столовой созданы необходимые условия для организации приема пищи детям с ОВЗ, санитарно-бытовые условия также созданы перед входом в столовую.

      Контроль за организацией питания осуществляет бракеражная комиссия и общешкольный родительский комитет.

      В Учреждении созданы безопасные условия пребывания детей школе:

      - установлены:

      • тревожная кнопка для экстренных вызовов;

      • автоматическая пожарная сигнализация;

      • охранная сигнализация;

      • система видеонаблюдения.

      Разработан паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры.

      В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» МОУ «Уфтюжская ООШ» (Учреждение) создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.

      Основные направления охраны здоровья:

      - организация питания учащихся;

      - определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;

      - пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни;

      - организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом;

      - прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;

      - профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ;

      - обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в Учреждении;

      - профилактика несчастных случаев с учащимися во время пребывания в Учреждении;

      - проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

      Медицинское обслуживание осуществляет фельдшер Усть-Кубинской ЦРБ в соответствии с договором.

      Все работники школы ежегодно проходят профилактический медицинский осмотр.

      В период карантинных мероприятий все помещения обрабатываются с применением дезинфицирующих средств

      Отопление, вентиляция в Учреждении функционируют в штатном режиме.

    • Условия питания и охраны здоровья обучающихся МОУ «Уфтюжская ООШ», в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.

      Режим учебного дня МОУ «Уфтюжская ООШ» разработан с учетом создания самых оптимальных условий для приёма пищи и отдыха.

      В ОО обучающиеся получают двухразовое горячее питание - завтрак и обед.

      Ответственность за своевременную подготовку документов для предоставления бесплатного питания несёт классный руководитель и лицо, на которое приказом возлагается ответственность за организацию работы по предоставлению бесплатного и льготного питания.

      Организация питания в столовой осуществляется в соответствии с Положением об организации питания обучающимся МОУ «Уфтюжская ООШ».

      Для поддержания порядка в столовой организовано дежурство классов и администрации.

      Детям с ОВЗ предоставляется бесплатное питание в соответствии с Положением, классные руководители осуществляют ежедневный контроль за питанием обучающихся с ОВЗ.

      В помещениях столовой созданы необходимые условия для организации приема пищи детям с ОВЗ, санитарно-бытовые условия также созданы перед входом в столовую.

      Контроль за организацией питания осуществляет бракеражная комиссия и общешкольный родительский комитет.

      В Учреждении созданы безопасные условия пребывания детей школе:

      - установлены:

      • тревожная кнопка для экстренных вызовов;

      • автоматическая пожарная сигнализация;

      • охранная сигнализация;

      • система видеонаблюдения.

      Разработан паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры.

      В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» МОУ «Уфтюжская ООШ» (Учреждение) создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.

      Основные направления охраны здоровья:

      - организация питания учащихся;

      - определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;

      - пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни;

      - организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом;

      - прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;

      - профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ;

      - обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в Учреждении;

      - профилактика несчастных случаев с учащимися во время пребывания в Учреждении;

      - проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

      Медицинское обслуживание осуществляет фельдшер Усть-Кубинской ЦРБ в соответствии с договором.

      Все работники школы ежегодно проходят профилактический медицинский осмотр.

      В период карантинных мероприятий все помещения обрабатываются с применением дезинфицирующих средств

      Отопление, вентиляция в Учреждении функционируют в штатном режиме.

    Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    В наличии нет специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

    Подробнее об оборудовании школы для детей с ограниченными возможностями
    Подробнее об оборудовании школы для детей с ограниченными возможностями
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике